Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции дисграфии
Проблема нарушений письма - одна из самых актуальных для школьного обучения.
Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.
Нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов.
Нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка. Специфическое расстройство письма влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил.
Дисграфия - специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках на письме, обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. (Р. И. Лалаева)
Выделяют 5 форм дисграфии:
1. Артикуляторно-акустическая дисграфия
Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит.
2. Акустическая диcгрaфия
Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-Т’; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Для этой формы дисграфии наиболее характерны следующие ошибки:
- пропуски букв и слогов;
- перестановка букв и (или) слогов;
- недописывание слов;
- написание лишних букв в слове (бывает когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»);
- повторение букв и (или) слогов;
- контаминация - в одном слове слоги разных слов;
- слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»);
4. Аграмматическая дисграфия
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил.
5. Оптическая дисграфия
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
- добавление лишних элементов;
- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; зеркальное написание букв.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи.
Помимо работы логопеда по коррекции данного вида дисграфии, родители так же должны проявлять активность в помощи преодоления логопедических ошибок на письме у их детей.
В дополнение к рекомендациям логопеда, родители могут выполнять различные игровые упражнения, которые могут поспособствовать более успешной коррекции и профилактики дисграфии на почве языкового анализа и синтеза.
Попросите прохлопать ребенка количества звуков или слогов в слове, количество слов в сказанном Вами или придуманном им самим предложении. Это поможет точнее определять количество звуков в словах, учить детей делить слова на слоги, учить понимать количество слов в предложении.
Если ребенок сделает ошибку (например, не разделит частицу/предлог от слова или, наоборот, отделит приставку от слова),
Вы сможете поправить его, указав и объяснив ему его ошибку.
Чтение книг так же помогает ребенку запоминать образ букв, слов, правильность орфографического написания слов, согласования частей речи, развивать словарный запас.
Игры-шарады, игра «Слова», игра «Поле чудес» и другие различные игры с письменными ответами поспособствуют развитию словарного запаса, вербального мышления.
Используйте прописи или запись букв по зрительному образцу (практически на каждой тетрадке в линейку на оборотной стороне есть прописной алфавит). Возраст в данном случае не важен! Пусть Ваш ребенок пишет раз в день несколько слов (например, словарных) или предложений, аккуратно выводя каждую букву. Ведь небрежный почерк так же влияет на правильность письма. Когда ребенок пишет слова аккуратно, то им запоминается зрительный и кинестетический образ букв, буквенных сочетаний, слов. Чтобы сделать это занятие более интересным, Вы можете попросить Вашего ребенка написать о том, как прошёл его день или написать его желание (например, поиграть в компьютер) и исполнить его в дальнейшем.
Придумайте какую-нибудь интересную семейную традицию, связанную с письмо. К примеру, писать друг другу открытки или утренние записки с пожеланиями.
Важно сохранять позитивный настрой и не ругать ребенка за ошибки, а постараться объяснять их. Например, объяснить значение неправильно написанного слова, его происхождение или ещё раз объяснить различие приставки и предлога.
Успешная учёба в школе – это задача не только учителей и специалистов, но и родителей, их активная поддержка и помощь!
Удачи!
В жизни нужно стремиться обгонять прежде всего себя, а не других
"Родителям о воспитании" Себастьян Брандт
Ребенок учится тому,что видит у себя в дому.
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,кому язык распутства люб,
Пусть помнит,что с лихвой получит от них все то,чему их учит.
Там,где аббат не враг вина, вся братия пьяным-пьяна.
Не волк воспитывал овец,походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,мы за свои дела в ответе.
И за слова:легко толкнуть детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом, чтобы не каяться потом.
20 советов, как добиться успеха |
Их дает молодому читателю американский экономист Карл Хесс в книге "Капитал для детей". 5. Оказаться на верхушке дуба можно двумя путями. Один – сесть на желудь и ждать, пока вырастет дерево. Второй – взобраться по стволу. Так что выбирай сам. |
Пять заповедей успешного человека. |
|
Рекомендации от психолога школьникам. Общение с товарищами. |
• Узнай лучше самого себя. Найди в себе интересные качества — это поможет привлечь к себе сверстников и сохранить объективное суждение о других людях. • Развивай в себе чувствительность и внимание к внутреннему миру другого человека. Старайся при разговоре задавать вопросы, которые интересовали бы твоего собеседника. • Помни, каждый достоин уважения, так как он — человек. Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. • Проявляй чаще интерес к другому человеку. Научись находить в нем хорошее. • Не замечай мелкие недостатки товарища. Ты же тоже их не лишен. • Развивай умение понимать юмор. Старайся отшучиваться, если кто-то иронизирует по поводу твоей внешности или успеваемости. • Умей выслушать товарища, учись вести диалог, а не говорить монологи. • Учись мыслить творчески, занимайся чем-нибудь интересным — это притягивает. • Если ты теряешь друга, подумай, может быть, вы оба изменились, выросли, поэтому и расстаетесь. Всегда можно найти новых друзей. Только настоящие друзья останутся с тобой на всю жизнь. |
Рекомендации от психолога школьникам. Школа и ты. |
• Если школа кажется тебе каторгой, подумай и найди в ней что-нибудь хорошее, так как ходить в школу тебе все равно придется. А придется потому, что без образования ты не найдешь себе места в жизни. Это создаст тебе очень большие проблемы. • Относись к учителям терпимо, с пониманием, так как все равно тебе придется экзамены сдавать и контрольные писать. • Если учитель избирает тебя объектом для насмешек, останься после уроков, поговори с ним. Скажи, что тебе не нравится быть такого рода объектом, если не поможет, поговори с родителями.
• Учитывай, что бесполезных предметов не бывает. Ведь сейчас неизвестно, чем ты будешь заниматься в дальнейшем. А также стоит понимать, что параллельно у тебя развивается речь, умение мыслить, тренируется память и усидчивость. Не жалей о потраченном времени. • Не старайся воевать с учителем, который справедливо ставит тебе "двойку", даже если этого очень хочется из-за раздражения или обиды на себя. Ни к чему хорошему это не приведет, тем более такое поведение осложнит тебе дальнейшую жизнь на уроках учителя. • Если тебя вызвали к директору, никогда не старайся вести себя вызывающе, но и не умоляй. Внимательно выслушай, что тебе скажут. Скажи спокойно и уверенно, что ты допустил ошибку и в будущем будешь предварительно думать, прежде чем поступать подобным образом. • Если тебя к неприемлемому поведению на уроке склоняют товарищи, скажи, что у тебя сегодня нет настроения или ты очень занят чем-нибудь не относящимся к уроку. Это принесет тебе меньше вреда, чем шутовство, следствием чего может стать вызов в школу родителей. • Держи тетради в порядке, это помогает учителю понять, что ты стараешься. Постарайся на каждом уроке тратить хотя бы 15 минут для активного занятия уроком. Это поможет меньше тратить времени на подготовку домашнего задания. |
Рекомендации от психолога школьникам. Отношения с родителями |
• Проявляй участие к своим родителям. Они устают на работе, дома. Порадуй их чем-нибудь. Это помогает наладить контакт. • Постарайся объясняться с родителями человеческим языком— это даст лучший результат, нежели крики и хлопанье дверьми. • Попроси родителей рассказать о своей юности, о конфликтах с родителями. Это приведет к более глубокому пониманию между вами. • Помни, что иногда у родителей бывает просто плохое настроение. Постарайся не устраивать в это время дома шумных вечеринок. • Если родители ведут себя с тобой, как с маленьким ребенком, напомни вежливо им, что ты уже повзрослел и хотел бы вместе с ними решать проблемы, связанные с твоей жизнью. • Дай понять родителям, что ты нуждаешься в их совете и помощи. Это поможет установить дома благоприятную обстановку. • Разговаривай со своими родителями, сообщай им новости твоей жизни. • Старайся не обманывать родителей. Тайное все равно становится явным. • Помни, что родители тоже могут совершать ошибки. Будь снисходителен.
• Родительский запрет чаще всего оказывается правильным решением. Задумайся, что бы произошло, если бы тебе было позволено все! • Если произошла ссора и ты чувствуешь себя виноватым, найди в себе силы подойти первым. Уважение ты не потеряешь, поверь. • Установи с родителями границы личной территории, но не раздражаясь, не требуя. Просто попроси их об этом. • Работа по дому служит отличной подготовкой к самостоятельной жизни. Отнесись к ней с пониманием. • Возвращение домой к определенному времени — это способ оградить тебя от неприятностей, то есть мера безопасности. Если задерживаешься, обязательно позвони, они же волнуются! Побереги их для себя. • О наказаниях. Родители могут прекратить поощрения, отлучить тебя от друзей. И все это может произойти, как ты считаешь, из-за пустяка. Родителей же этот "пустяк" может вывести из себя. Подумай, может быть, родители видят опасность, которую ты либо не осознаешь, либо приуменьшаешь. • Требуй, чтобы родители объясняли мотивы своего поведения по отношению к тебе и твоим друзьям. Может быть, тебе станет понятно, почему они поступают так или иначе. • Если ты зол на кого-либо из друзей, учителей, раздражен на грязь, слякоть, а также на "двойку", поставленную "ни за что", не срывай зло на родителях. Это не благоразумно и приводит к печальным последствиям. • Если родители решили разводиться, конечно, — это особый случай. Стоит понимать, что отец и мать — самостоятельные люди, они должны все решить сами. Тем более люди со временем меняются, поэтому нельзя винить родителей за то, что они утратили любовь друг к другу. И главное — запомни: родители разводятся не из-за тебя! Ты в этом не виноват! Конфликты в жизни класса неизбежны. Каждая личность уникальна, из этой уникальности следует разница интересов и целей. Ученики в школьном классе могут быть совершенно разными, но так или иначе они вынуждены уживаться друг с другом. Учителю в первую очередь необходимо сформировать правильное отношения к конфликтным ситуациям. Противоречие между учениками не должно пугать преподавателя, постарайтесь отнестись к нему спокойно, как к неотъемлемой части классной жизни. Рассматривайте конфликт между учениками как воспитательный прием, возможность для обеих сторон вынести из него новый опыт и навыки взаимодействия. Конфликты — всегда во вред? Появление конфликтных ситуаций в обществе – не отрицательное явление, а лишь один из признаков его динамичного развития. Обществоведы выделяют конструктивные и деструктивные конфликты. Деструктивные конфликты — это столкновение интересов, в ходе которого одна или обе стороны конфликта не приходят к согласию, не добиваются своих целей и остаются неудовлетворенными, такие итоги ведут к нарастанию напряженности, обидам и агрессии. Конструктивные конфликты — являются важным воспитательным этапом в жизни каждого ребенка. Это ситуации, когда обе стороны приходят к решению, удовлетворяющему их обоюдные интересы. Такие конфликты учат детей искать альтернативные выходы из ситуаций, договариваться, слушать и понимать друг друга. Задача преподавателя — добиться конструктивного решения любой конфликтной ситуации в классе. Что приводит к конфликтам? Отвечая на этот вопрос, важно разделять причину и повод. Причины для конфликта, как правило, комплексные, сформированные за долгое время и часто совершенно несвязанные с поводом. Повод – это ситуация-искра, «последняя капля», которая переполняет емкость с недовольством и приводит к «вспыхиванию» конфликта. Поводом может послужить деструктивная конфликтная ситуация в прошлом. Проявления конфликтов:
Причины конфликтов:
Что должен делать учитель? 1. Своевременно вмешиваться в конфликт, если он принял тяжелую форму и затяжной характер, чтобы не допустить появления серьезных психологических и физических травм у учеников. 2. Сохранять спокойствие, подходить к решению вопроса с «холодной головой», внимательно анализируя ситуацию. 3. Индивидуально общаться с каждым участником конфликта, узнавать его позицию, цели и мотивацию. 4. Вести открытый диалог с обеими сторонами конфликта, давать высказаться каждому и выслушивать каждого от начала и до конца. Собеседники получат возможность избавиться от недопонимания. 5. Выявления причин конфликта, целей учеников, совместный поиск решения проблемы с учетом предложений с каждой стороны. Примирение и выводы, которые дадут детям ценный опыт и навыки для их дальнейшего взаимодействия. Этот алгоритм достаточно общий, ведь все конфликты трудно подогнать под единый шаблон. Каждая ситуация индивидуальна и требует от учителя внимательного отношения и поиска особого подхода. Низкая мотивация: 7 способов заинтересовать ученикаЧто делать, если ребенок не хочет учиться? Низкая мотивация может стать гибельной для успеваемости даже способных и талантливых учеников, ведь если учащемуся неинтересно, то он просто направит свою энергию и таланты в другое русло. Часто бывает так, что дети с хорошей успеваемостью резко теряют интерес к учебе и скатываются к тройкам. Причин для этого множество: ребенок перестал прикладывать усилия, потому что ему «и так все понятно», и в какой-то момент «выпал» из учебного процесса. Отсюда вытекает еще одна причина: ученик перестает справляться, и, вместо того чтобы своевременно разобраться и попросить помощи, просто теряет интерес к предмету. Как учитель может помочь ребёнку?
Как заинтересовать немотивированных учеников? Если вы все же столкнулись с проблемой, когда некоторые ученики имеют низкую мотивацию и не проявляют себя на занятиях, самое время смоделировать на уроке ситуацию, в которой они захотят поучаствовать. Вот несколько способов организовать увлекательный урок: 1. Используйте видеофильмы. Современные технологии позволяют снимать настоящие шедевры на исторические и научные темы. Покажите ребятам захватывающий документальный фильм, связанный с темой урока, или художественный, отснятый по литературному произведению или эпохе. Чтобы удержать внимание детей, вы можете дать им задание перед началом фильма, например: «Найдите три отличия между произведением и экранизацией», «Найдите в фильме ответ на вопрос: всегда ли китообразные жили в воде?». Попробуйте провести небольшую викторину по фильму после просмотра. 2. Больше практики. Это касается как лабораторных работ с наглядными примерами на естественных дисциплинах, так и гуманитарных предметов. Например, изучив стихотворные размеры, предложите детям вспомнить как можно больше стихотворений, написанных «ямбом», найти их в учебнике или сборнике стихов какого-нибудь поэта. Такую игру можно проводить в небольших группах, предлагая разные источники для поиска. 3. Исследовательские работы. Это необязательно должна быть серьезная тема, предполагающая масштабную работу. Подойдет что-нибудь простое и требующее творческого мышления:
Рекомендуйте детям источники, в которых можно найти информацию. 4. Ролевые игры. Ученик рассказывает о себе с позиции литературного героя, а может быть, это будет спор между белым и красным офицером периода гражданской войны? Предложите учащимся взглянуть на историческое событие или научное открытие с точки зрения его участников. 5. Урок-путешествие. Это может быть путешествие по тайге и рассказ о местной флоре и фауне, а может быть клетка крови расскажет об устройстве организма? Вы можете предложить детям уже готовую историю, а можете спрашивать их, что герой-путешественник встречает на своем пути, или почему с ним происходят те или иные события. 6. Жизненные ситуации. Часто дети теряют интерес к предмету, потому то не понимают, как им может это пригодиться в жизни. Смоделируйте для них такие ситуации. Например, ученик выступает в роли главного редактора, а преподаватель дает ему текст с ошибками, чтобы тот их исправил, причем сам он не должен ошибаться, ведь эта статья после него отправляется сразу в печать. Или же ученики — это группа ученых, работающих над новым изобретением. Спросите учеников, какие физические законы они должны учитывать при создании устройства? 7. Урок-телепередача. Вы можете скопировать формат какой-нибудь передачи и провести урок по его сценарию. Это может быть интеллектуальная игра наподобие «Самого умного» и «Кто хочет стать миллионером» или передача про путешествие, где ведущий рассказывает о традициях какой-либо страны. Спросите детей, какую передачу им интересно было бы обыграть. Пусть каждый из них отвечает за свой материал и полностью вживается в роль. Низкая мотивация – явление неизбежное, но вполне поправимое. Попробуйте разнообразить урок, опираясь на вкусы и интересы ваших учеников, чтобы заново вдохнуть в них желание учиться. |