Деструктивное поведение – это поведение, формируемое под влиянием социальной и культурной среды, направленное на разрушение материальных вещей, принятых норм и правил, а также причинение вреда себе и окружающим.
Лекторий для родителей
Проблема деструктивного поведения подростков на протяжении уже долгого времени остается актуальной и болезненно переживаемой как самими детьми, так и их родителями. Так как деструктивное и девиантное поведение часто сопровождает подростковый кризис, с его проявлением сталкиваются многие семьи.
Подростковый возраст сопровождается изменениями гормонального фона, быстрым физическим ростом, появлением рефлексии и самоанализа, в этом возрасте дети больше ориентированы на общение со сверстниками, чем с взрослыми и им часто сложно адаптироваться в этой среде. Все это порождает множество переживаний, чувств и эмоций. В подростковом возрасте человек наиболее чувствителен и подвержен смене настроения.
В психологии термины «девиантное» и «деструктивное» поведение часто используют как синонимы. Главное их различие в том, что девиантным считают любое поведение, которое отклоняется от нормы, а деструктивным то, что направлено на разрушение существующих норм и правил. Оба эти вида поведения часто встречаются в подростковом возрасте.
Главной причиной деструктивного поведения является защитная реакция, корни которой уходят в детство. В группе риска находятся дети, чья потребность в личностно-доверительном общении удовлетворена, которые лишены необходимого для них внимания и любви со стороны родителей. А так как в подростковом возрасте потребность в близких взаимоотношениях становится ключевой, многие исследователи выделяют ее как ведущую и первостепенную, то и проблема деструктивного поведения проявляется в этом возрасте особенно остро. Подросток, который чувствует невнимание к своему внутреннему миру, значительно более склонен к деструктивному поведению, чем другие.
Еще одной причиной девиантного поведения является сам подростковый возраст, так как человек в этот период жизни уже не ощущает себя как ребенок, но и не может называться взрослым. Он находится между двух возрастов и социальных ролей. В этот период человек в норме начинает пересматривать установки своих родителей, оценивает их применимость для себя и своей жизни, вырабатывает свои собственные нормы и правила. И если мешать этому процессу, не позволять подростку самому принимать значимые для него решения, не разговаривать с ним о его переживаниях, то зачастую родители получают агрессивное поведение, отрицание всех традиций, правил и норм или же замкнутость и изоляцию. Во втором случае чаще всего период «бунта» возникает все равно, только позже и более ярко.
Исходя из вышесказанного, важно сделать вывод, что подростковый возраст, сопровождающийся физиологическими, биологическими, социальными и психологическими изменениями предрасполагает к проявлению деструктивного поведения. Поэтому основная задача родителей внимательно отнестись к своему ребенку, его переживаниям, мыслям и чувствам, разговаривать с ним как с взрослым человеком (ведь именно так он себя ощущает) и быть максимально терпеливым и любящим. И тогда у вас будет возможность обсуждать деструктивное поведение вашего ребенка и направлять его эмоции в более конструктивное русло, быть авторитетом для него, а не тем на кого ему «не хочется быть похожим».
Профилактика деструктивного поведения
Профилактика деструктивного поведения детей и подростков в современных условиях – это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. Это один из ведущих факторов образовательного учреждения, в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее деструктивное поведение и нередко деградацию и саморазрушение.
В настоящее время именно в подростковом возрасте наблюдается относительный пик этих расстройств
Деструктивное поведение представляет собой систему поступков, отклоняющихся от общепринятой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали (нравственных и правовых норм). В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества деструктивное поведение делят на пять типов:
- Делинквентное (причинение вреда, насилие),
- Аддитивное (злоупотребление алкоголем, наркомания, токсикомания),
- Патохарактерологическое (суеверные ритуалы),
- Психопатологическое (расстройства психики),
- Девиантное поведение (преступление, самоубийство).
Оно включает антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. В подростковом возрасте наиболее проявляются такие типы деструктивного поведения: злоупотребление алкоголем, табакокурение, наркомания, токсикомания, компьютерная зависимость, агрессивность, бродяжничество, воровство, суицид, аутоагрессия и др.
Показатели мониторинга по выявлению деструктивного поведения:
Показатели мониторинга по выявлению деструктивного поведения
Методы сбора и обработки информации:
Об охвате детей, состоящих на различных видах учета, дополнительным образованием и внеурочной занятостью
Отчет отдела образования по организации и проведения летней кампании в 2024 году
Аддиктивное поведение – это поведение, обусловленное вредными привычками подростков и юношества. В настоящее время выделяют следующие основные виды аддиктивного поведения подростков: Употребление алкоголя, никотина. Употребление веществ, изменяющих психическое состояние, включая наркотики, лекарства, различные яды.
- Письмо Министерства Просвещения РФ «О направлении методических материалов»
- Как не совершить ошибок в воспитании детей
- Полезные ресурсы для родителей
- Универсальные советы
- Формула безопасного детства
- Формула твоей безопасности
- Руководство про буллинг Подростки
- Руководство про буллинг Родители
- Руководство про буллинг Учителя
- Комплект памяток для педагогических работников по различным видам девиантного поведения обучающихся «Навигаторы профилактики»