Вместе к будущему: как родители могут помочь ребенку в выборе профессии
Формирование профессиональных интересов у детей – это важный процесс, который начинается с раннего возраста. Родители играют ключевую роль в этом процессе, и их поддержка может значительно повлиять на выбор карьерного пути ребенка.
В этой статье мы рассмотрим рекомендации для родителей, которые помогут способствовать развитию профессиональных интересов своих детей.
Наблюдайте за увлечениями ребенка и поддерживайте их
Помогите детям выявить их интересы и увлечения, наблюдая за тем, чем они занимаются в свободное время. Поддержка и поощрение этих увлечений помогут детям понять, что их интересы могут стать основой для будущей профессии. Например, если ребенок увлекается рисованием, рассмотрите возможность записи его в художественную школу.
Поощряйте обучение и развитие навыков
Образование играет важную роль в формировании профессиональных интересов. Родители могут поддерживать детей в получении знаний и навыков, необходимых для их будущей карьеры. Это может включать дополнительные занятия, кружки, мастер-классы или онлайн-курсы. Чем больше ребенок будет развивать свои навыки, тем более уверенно он будет чувствовать себя в выборе профессии.
Активно участвуйте в профориентационных проектах
В школе детей также знакомят с разнообразием профессий и карьерных путей. В нашей стране существует профориентационный проект «Билет в будущее». «Билет в будущее» – проект, который объединяет школьников, педагогов и родителей, в уникальном сотрудничестве, направленном на поддержку интересов, способностей и целей каждого участника. К проекту также привлекаются психологи и эксперты, которые готовы помочь каждому выбрать свою специальность. В рамках проекта проводятся профориентационные уроки, психологическая диагностика, экскурсии, мастер-классы, профпробы, фестивали профессий и мультимедийные выставки-практикумы. Для всех обучающихся 6-11 классов существует курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты». Он также нацелен на формирование у школьников готовности к профессиональному самоопределению, ознакомление их с миром профессий и федеральным и региональным рынками труда.
Поощряйте самостоятельность
Важно давать детям возможность принимать собственные решения и не бояться ошибаться. Это поможет развить уверенность в своих силах и научит ответственности за свой выбор. Обсуждайте с детьми последствия различных решений, но не навязывайте свои предпочтения. Самостоятельность в выборе профессии способствует формированию осознанного подхода к карьере.
Будьте рядом в трудные моменты
Формирование профессиональных интересов может быть стрессовым процессом для детей. Родители должны быть рядом, чтобы поддержать их в трудные моменты, помогая справляться с неуверенностью и сомнениями. Эмоциональная поддержка и понимание помогут детям преодолеть трудности и двигаться вперед.
Следуя этим рекомендациям, родители смогут создать поддерживающую и вдохновляющую атмосферу, способствующую осознанному выбору будущей профессии. Поддержка, понимание и открытость со стороны родителей помогут детям уверенно двигаться к своей цели и строить успешную карьеру.
Также своими советами о том, как приблизиться к выбору идеальной работы поделился психолог Залим Шибзухов из Кабардино-Балкарской Республики:
– Страшно совершить ошибку и выбрать не ту профессию? Ошибок здесь быть не может, если это осознанный выбор. Как психолог, я хочу подчеркнуть, что выбор профессии – это важный этап в жизни каждого ребенка, и родители могут сыграть в этом процессе решающую роль.
В современном мире, где финансовая стабильность часто становится приоритетом, выбор профессии может оказаться сложной задачей. Многие сталкиваются с давлением общества, родителей или собственных страхов, которые подталкивают к выбору «практичной» профессии. Однако важно помнить, что работа – это не только способ зарабатывать деньги, но и возможность реализовать свои мечты и таланты.
Важно, чтобы каждый школьник ответил себе на вопросы: «Какие у меня ценности? Какие цели я хочу достигнуть?». В профессиональных предпочтениях однозначно помогут сориентироваться профориентационные тесты и практика.
Помните, что работа – это не только источник дохода, но и важная часть вашей жизни. Выбирайте то, что действительно любите, и успех не заставит себя ждать!
Как сэкономить сотни тысяч российской семье и не попасть в руки к инфоцыганам
Разбираемся, как государственная профориентация помогает определиться с профессией и сэкономить семейный бюджет.
Вариантов современной профориентации очень много. Но правда ли, что только платные тесты или консультации профориентологов могут дать глубокий анализ и помочь в выборе профессии? В последние несколько лет активно разрабатываются и внедряются различные федеральные проекты и программы, направленные на повышение уровня информированности школьников о различных профессиях и возможностях профессионального роста.
Профориентационные инициативы по порядку
В 2018 году в пилотном режиме был запущенный всероссийский профориентационный проект «Билет в будущее», который включает в себя профориентационные диагностики и материалы на цифровой платформе, дополняя это все разноформатными офлайн мероприятиями по всей стране (профессиональные пробы, экскурсии на предприятия, мастер-классы).
С сентября 2023 года на основе «Билета в будущее» Минпросвещения России внедряет во всех российских школах Единую модель профориентации обучающихся для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
В этот же год в перечне профориентационных инициатив появляется 34-часовой курс внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты», основной целью которого является формирование у подростков готовности к профессиональному самоопределению. В рамках курса школьников знакомят с разнообразными профессиональными направлениями, а также с рынком труда.
На сегодняшний день проект реализуется во всех регионах РФ. Федеральным оператором проекта «Билета в будущее» и Единой модели профориентации выступает Фонд Гуманитарных Проектов.
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов и управляющий директор Фонда Гуманитарных Проектов, руководитель проекта «Билет в будущее» Иван Есин
Как бесплатно получить то, что дорого продают?
Важно понимать, что рано или поздно профориентация детей становится задачей и родителей тоже. Чтобы помочь в выборе профессии, недостаточно учитывать только желания и способности ребёнка (но это тоже очень важно!). Нужно суметь вовремя обратить внимание и на другие факторы: востребованность профессии на рынке труда, тренды, экономика, перспективы, риски, обстановка в стране.
Рынок профориентационных предложений разнообразен. Одним из главных преимуществ платных исследований считается детализированная диагностика не только профессиональных интересов, но и личностных качеств подростка. Стоимость таких тестов может варьироваться от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей. Однако всегда ли стоит родителям переплачивать за подобные услуги?
Немного математики
Изучив рынок, мы выяснили, что стоимость одного профориентационного тестирования – от 3 000 до 7 000 рублей (в зависимости от возраста). А некоторые частные профориентологи просят 20 000 рублей за 2,5 часа консультации. Кому-то покажется, что одна встреча или тест ответят на все вопросы разом. Но не будем забывать: в период взросления ребенка его предпочтения «кем я хочу стать» постоянно меняются. И в таких случаях важно обращаться к профориентации чаще, чем один тест. Регулярно проходить профориентационное ориентирование целесообразно, начиная с 6 класса. Сегодня специалисты продают курсы, рассчитанные на 2-3 месяца, стоимостью от 45 000 рублей + за 6 000 рублей (а кто-то это делает и за все 15 000 рублей) можно заказать индивидуальную диагностику с учетом всех аспектов вашей личности и профессиональных интересов. При ежегодном прохождении таких курсов расходы только на профориентацию составят около 300 000 рублей. А если ребенок в семье не один? Тогда сумма может стать просто неподъемной.
Первым в такого масштаба и качества некоммерческим профориентационным проектом стал “Билет в будущее”. Для ребенка – это возможность лучше понять свои склонности и интересы, а также определить hard и soft skills. Для родителей: семейные тесты, курсы, психологические советы от экспертов, полезные рекомендации, чек-листы. Все это доступно на бесплатном цифровом ресурсе bvbinfo.ru.
Подводя итоги
Важно отметить, что на рынке коммерческой профориентации семейный бюджет ждут не только траты, но и разочарования – инфоцыгане не дремлют и под видом полезных практик предлагают, как совершенно мошеннические бесполезные программы, так и гибридные формы сильно облегченных копий. Мало кто из них любит тратить на одного клиента много времени. И уж совсем никто не готов бесплатно посвящать чужому ребенку несколько лет. Кроме школ и уже зарекомендовавших себя в пространстве школьной профориентации педагогов-навигаторов.
Российская профориентация с каждый годом развивается, побуждая государство работать в этом направлении еще более серьезно. Федеральные профориентационные инициативы уже сегодня становятся экологичнее, показывая, что в современных реалиях фокус внимания находится на самом ребенке, его увлечениях и желаниях. Теперь важен не просто выбор профессии, а самореализация. Инновационные методы и инструменты, которые применяются, помогают в полной мере раскрыть профессиональный потенциал, «погрузить» подростка в будущую специальность, определить его реальные интересы, сильные и слабые стороны, а также помочь родителям найти правильный подход в выборе профессии для своего ребенка.
Бесплатная платформа проекта «Билет в будущее»
Что на самом деле думают школьники и учителя о профориентации в школе?
7 сентября 2023 года для всех учеников 6-11 классов было проведено первое занятие из курса «Россия – мои горизонты». И вот уже второй год курс реализуется по всей стране, поэтому самое время подвести промежуточные итоги. В этом тексте мы собрали разные мнения учителей и школьников о курсе. Обсудили, в чем же его польза на самом деле, насколько быстро такие занятия «прижились» в школах, что, в общем, о нем думают учителя и подростки.
Напомним, что занятия проходят еженедельно (каждый четверг) и направлены на ознакомление школьников с разнообразными профессиональными направлениями и возможностями на рынке труда. Авторы программы курса – опытные специалисты по профориентации подростков, в том числе кандидаты педагогических наук, эксперты от различных отраслей экономики, психологи, методисты. Объединив свой многолетний опыт работы, они разработали методические материалы для проведения занятий, адаптировав их под психологию и интересы разных возрастных групп.
Мария Соломатина, учитель русского языка и литературы, классный руководитель, МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовского муниципального округа Тамбовской области:
– Курс «Россия – мои горизонты»» – важный и нужный проект, который помогает строить будущее нынешним школьникам, выбирать важные знания и кратчайший путь к своей профессии, дает уверенность в своём выборе и собственных силах.
Классный руководитель 8 класса Фëдоровской школы Юрьев-Польского района Владимирской области Людмила Графова выделила несколько положительных моментов внедрения курса:
– Занятия по профориентации помогают нашим школьникам раскрыть свои таланты и задуматься о выборе будущей профессии. Я считаю, что введение занятий по профориентации – мера своевременная и правильная. Важно помочь учащимся лучше понять, какие навыки, интересы и качества требуются для каждой профессии, и как они могут применить свои собственные таланты и способности. А вторым положительным моментом введения этого профориентационного курса является наличие готовых методических материалов на платформе «Билет в будущее».
Кроме этого, многие учителя обращаю особое внимание на методические материалы курса. Саая Сливана Шораановна, учитель Усть-Элегестинской школы Республики Тыва:
– Мне как учителю очень нравится, как выстроена работа по курсу. Есть четкое содержания курса. Есть календарно-тематическое планирование, где на весь учебный год расписаны темы и мероприятия. На сайте «Билет в будущее» есть «Конструктор будущего» – цифровой инструмент по формированию профориентационных мероприятий в классе. Он содержит в себе готовые материалы курса «Россия – мои горизонты». Хочется выразить большую благодарность разработчикам за построение интересных уроков и разнообразную подачу информации. Такие уроки не проходят скучно и однотипно. Дети на уроке заинтересованы в материале, что не может не радовать и меня, как педагога.
Владимир Кардаш, учитель школы № 31 посёлка Родники Белореченского района Краснодарского края:
– С 1 сентября 2023 года я провожу курс внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты». Убедительные видеоролики о России, отраслях российской экономики в цифрах и фактах дали возможность ребятам увидеть масштабно возможности для самореализации в нашей стране. Занимательные интерактивные игры «Инженеры в разных отраслях», «Реальность и будущее» позволяют понять учащимся важность и значимость данных профессий. Курс профориентационной направленности «Россия – мои горизонты» – содержателен и познавателен своими материалами.
Классный руководитель 6 класса Фëдоровской школы Юрьев-Польского района Татьяна Длюгова поделилась своими наблюдениями и отметила, что курс оказался эффективен не только для школьников:
– С профессиональной точки зрения курс внеурочных занятий «Россия – мои горизонты» оказался очень полезным. Для меня тоже было очень интересно вместе с детьми знакомиться с необычными профессиями будущего. Хочется отметить замечательный инструмент – «Конструктор будущего». С его помощью не только легко, но и интересно строить уроки.
Ольга Черноусова, педагог-навигатор МКОУ ООШ №2, г. Козельск Калужской области отметила преимуществом курса знакомство с разными профессиональными сферами:
– Ни для кого не секрет, что дети малых городов и деревень не имеют таких возможностей, как дети областных центров и крупных мегаполисов. В малых городах не так развито производство, недостаточно образовательных организаций СПО, а в некоторых их нет вообще, не говоря уже об организациях высшего образования. Я, как классный руководитель 8 класса, мама девятиклассницы, с уверенностью могу сказать, что курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты» открывает для наших детей возможности расширить свои знания о профориентационных сферах, о структуре образования, позволяет выявить свои предпочтения при выборе профессии.
Марина Мосичкина, замдиректора по воспитательной работе МКОУ «Хвастовичская средняя общеобразовательная школа» (Калужская обл, с. Хвастовичи), рассуждает на тему нужности таких занятий:
– Курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты» – мера, наверное, все же правильная. Да, это добавился еще один урок. Да, дети уходят из школы позже. Но если спросить старшеклассника, куда он хочет поступать, то слышу ответ: не знаю еще. Дети мало что знают о той или иной профессии. Дети не знают, что для них более подходящее. А потому и видим результат: ребенок пошел учиться в одном направлении, а потом работает совсем в другом. Необходимо помочь детям лучше понять, какие навыки, интересы и качества требуются для каждой профессии и как они могут применить свои собственные таланты и способности. Уверена, что эти уроки будут способствовать принятию учащимися правильного решения и возможности построения успешной карьеры в будущем.
Резюмируя, почти все учителя дали положительную оценку курсу и отметили, что он действительно оказался продуктивным и интересным для обеих сторон. Но будут ли с этим выводом согласны сами школьники? Когда мы предложили ученикам оценить занятия курса «Россия – мои горизонты», в первую очередь были отмечены его преимущества. Вот что они говорят:
Екатерина Пчелинцева, 8 класс, МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовского муниципального округа Тамбовской области:
– На курсе «Россия – мои горизонты» мы знакомимся со многими востребованными в наше время профессиями. Свой окончательный выбор я ещё не сделала. Узнавая о новых профессиях, в чём их суть и ценность для общества, я пытаюсь для себя понять, какой род деятельности мне ближе и чем бы я хотела заниматься в будущем. Я считаю, что этот курс очень полезен для школьников, так как он знакомит с новыми интересными профессиями.
Азим Орзамиев, ученик 7 «В» класса Президентского лицея города Грозного:
– Участвую в занятиях курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» уже несколько месяцев и могу сказать, что они действительно полезные. Мы изучаем профессии, узнаем о требованиях и навыках, необходимых для успешной работы. Мне нравится, что уроки включают много практических заданий, то есть можно применить наши знания на практике и улучшить свои навыки. Учителя очень отзывчивые и помогают нам разобраться с любыми вопросами. Я с нетерпением жду каждого урока и уверен, что эти занятия помогут мне в будущей карьере.
Артем Горбунов, ученик 9 «В» класса школы № 8 г. Старая Русса:
– В этом проекте я познакомился с профессиями IT-разработчика. На профессиональных пробах мы написали код для калькулятора, медбрата и фельдшера, где нам показали оказание первой помощи, работу скорой и даже правильное мытье рук в 6 действий! На уроках мы пробовали себя в роли учителя, металлурга и других специальностях всем классом (интерактивные игры, рассказывающие об этих профессиях). Также у нас была экскурсия по нашему Старорусскому приборостроительному заводу. Там нам показали выплавку деталей, их обработку. Рассказали о истории завода, его продукции. И о профессиях, которые нужны заводу. Было очень интересно! Сами занятия показали, в чем заключается смысл этих специальностей. Проекту я желаю продолжать развиваться и дальше помогать ученикам в выборе профессий.
Залесская Мария, ученица 8 «А» школы № 67 г. Брянска:
– Я окончила 8 класс и осознаю, что уже через год меня ждет важнейший выбор будущей профессии. Лучше понять мои интересы и способности, а также изучить широкий спектр профессиональных сфер помогает курс уроков «Россия – мои горизонты». Например, на одном из занятий мы говорили о том, как устроена система образования в нашей стране, какой уровень образования нужен для разных видов профессий. Также ранее мы проходили диагностику, которая помогает глубже понять наши профессиональные интересы. Я с уверенностью могу сказать, что данные уроки помогают мне расширить кругозор, чувствовать уверенность в себе и в своём будущем выборе.
Боярчук Никита, студент регионального железнодорожного техникума г. Брянска:
– «Россия – мои горизонты» – очень интересный проект. Подача материала увлекательная и насыщенная. На занятиях я постоянно узнавал что-то новое и необычное. Я уже определился с выбором профессии, но все равно с интересом изучал различные направления профессиональной деятельности. Я считаю, что проект достоин самой высокой оценки и очень важен для всех обучающихся.
|