Четверг, 25.04.2024, 15:19Приветствую Вас Гость | RSS


               Главная | Детство без жестокости и насилия | Регистрация | Вход



Меню сайта

Категории раздела
Школьная жизнь [427]
Методическая работа [46]
Конкурсы [313]
Разное [211]
Документы [9]
Врач информирует [9]
Праздники [16]
ВПР [2]
ГИА 2019 [4]



















Поумничаем?





    





Законодательство о правах ребенка.


Конвенция о правах ребенка, ратифицированная Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года № 1559-1, предусматривает обязательство государства защищать детей от жестокого обращения:
Статья 37.
Государства-участники обеспечивают, чтобы:
а) ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.
Декларация и План действий «Мир, пригодный для жизни детей», принятые Резолюцией специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 10мая 2002 года № S-27/2 также предусматривает меры по защите детей от жестокого обращения:

Статья 3. Защита от жестокого обращения, эксплуатации и насилия:
Дети имеют право на защиту от всех форм жестокого обращения, невнимания, эксплуатации и насилия. Общество должно ликвидировать все формы насилия в отношении детей. В этой связи мы преисполнены решимости:
а) защищать детей от всех форм жестокого обращения, невнимания, эксплуатации и насилия;
с) защищать детей от всех форм сексуальной эксплуатации, включая педофилию, торговлю и похищения;
е) облегчить участь миллионов детей, живущих в особенно трудных условиях.
Международные правовые акты не дают конкретного определения жестокого обращения с ребенком. Каждое государство должно разработать свои механизмы защиты детей от жестокости, насилия, эксплуатации.
В настоящее время Российское законодательство не дает четкого определения термина «жестокое обращение с детьми», но само понятие впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 году.
В Семейном Кодексе Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ понятие «жестокое обращение с детьми» включено в статью 65, но понятие также не раскрыто.
Статья 65. Осуществление родительских прав:
При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Виды насилия

Жестокое обращение – это любые действия или бездействия по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их заменяющих, или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свободы. Жестокое обращение включает в себя физическое и сексуальное насилие; физическое пренебрежение; недостаток внимания; эмоциональное неправильное обращение; покушение на половую неприкосновенность; а также морально-юридическое неправильное обращение.

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.
Формы насилия над детьми:
1.Физическое насилие.
2.Сексуальное насилие.
3.Психическое насилие (эмоционально неправильное обращение).
4.Экономическое насилие (отсутствие заботы, пренебрежение основными потребностями ребенка).
Физическое насилие – действия (бездействия) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.
Сексуальное насилие – любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.
Психическое насилие – эмоционально неправильное обращение с детьми: обвинение, оскорбление, угрозы в адрес ребенка (брань, крики, внушение чувства страха).
Экономическое насилие – это отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка), невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Причины жестокого обращения с детьми.


Причин жестокого обращения с детьми, как правило, бывает несколько:
- это нарушение привязанности, отсутствие живого чувства к ребенку, которое удерживает человека от жестокого поведения (чаще всего этим страдают те родители, которые не знали материнской любви);
- это недостаточность родительских компетенций (молодая мать – может просто не знать, как правильно ухаживать за ребенком);
- это нехватка внутренних ресурсов у семьи, чтобы справиться с внешними бедами, что приводит к нарушению внутрисемейных отношений (родители могут не понимать последствий своего жестокого обращения с ребенком, например, излишне строгие наказания часто воспринимаются родителями как правильная тактика воспитания ответственности);
- это семейные традиции, допускающие жестокое обращение как норму отношений;
- это алкоголизм и наркомания в семье, психическая болезнь одного из родителей;
- это депрессия, отчаяние и безысходность ситуации, которые переживают взрослые члены семьи – что становится частыми причинами отсутствия должного ухода за детьми, эмоционально неправильного обращения.

Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность – родители или иные представители несовершеннолетних, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие или ненадлежаще исполняющие обязанности по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях (ст. 5.35).
Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав городских округов, муниципальных районов Хабаровского края.

Уголовная ответственность – Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. Например: ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 116 (побои), ст. 117 (истязание), ст. 131 (изнасилование), ст. 132 (насильственные действия сексуального характера), ст. 135 (развратные действия), ст. 125 (оставление в опасности), ст. 124 (неоказание помощи больному), ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 110 (доведение до самоубийства) и другие.
Гражданско-правовая ответственность – жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с Семейным Кодексом Российской Федерации. Например: ст. 69 (лишение родительских прав), ст. 73 (ограничение родительских прав), ст. 77 (отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью).
В соответствии с Законом об образовании дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания несовершеннолетних. Например, статья 2 говорит, что государственная политика в области образования основывается на принципе гуманистического характера образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; пункт 6 статьи 15 гласит: «Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается». Статья 156 УК РФ предусматривает штраф, исправительные работы или тюремное заключение до трех лет за ненадлежащее исполнение педагогом обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Возможно также лишение права вести педагогическую деятельность на несколько лет. Статьи 115 и 116 УК РФ устанавливают ответственность за побои и истязания. Статья 336 ТК РФ предусматривает увольнение педагога даже за однократное применение физического или психического насилия к учащемуся.







Архив новостей
»Учебные заведения
МБОУ СОШ № 2
МБОУ СОШ № 3
МБОУ СОШ №6
МБОУ НОШ № 7
МБОУ СОШ 9
Владивостокское президентское кадетское училище


Хабаровский край, г. Амурск, пр. Комсомольский, 7А, 8(42142)24827, МБОУ СОШ №5 г. Амурска © 2024
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?