"Искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства. Если нет души, значит – ничего и не будет в живописи – холод и машина – одна ненужная теория... Манер живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту... Но пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам…" А.К. Саврасов.
Работы учениц 6 А класса Погарцевой Анастасии и Емельяновой Анастасии
Роль и значение пейзажной живописи для подрастающего поколения очень велика. Она расширяет кругозор ребенка, воспитывает в нем эстетический вкус, любовь к миру, пробуждает трепетные чувства и эмоции. Это просто необходимо в наше время, когда дети больше предпочитают общению с природой, красотой окружающего мира возможности информационных технологий. Пейзажи, написанные искренне, с душой, не оставляющие ребенка равнодушным, привносят огромный вклад в развитие ребенка как личности.
Пейзаж – это особый жанр живописи, в нем больше внимания отдаётся духовному наполнению, душе автора, нежели конструкции, пропорциям, построению. С одной стороны, чем больше рамок и законов, как это надо делать, тем понятнее, как в них можно вписаться – просто их усвоить. С другой стороны, возникает вопрос: можешь и хочешь ли ты заковывать себя в эти рамки. Каких-то четких правил написания пейзажей определить невозможно. Есть некоторые подходы, которые могут помочь на начальном этапе, но однозначного шаблона его построения, пропорций нет. В этом сложность, и не каждому дано её преодолеть. Поэтому многие пишут пейзажи или пробовали их писать, но истинных пейзажистов, искренне преданных именно этому жанру живописи, очень мало.
Интересно, что пейзажной живописи как таковой нигде не учат. Пейзаж базируется на общих законах композиции, рисунка и живописи, в программах есть учебные портреты, натюрморты, пейзажу же отводятся самостоятельные часы, а также немногочисленная работа на пленере. Особенности этого жанра познаются непосредственно на практике методом проб и ошибок.
С помощью рисования ребенок познает окружающий его мир, очевидцем которого является и который играет в его жизни важную роль. Даже глядя на наивный детский рисунок, можно судить о его творческих способностях, воображении, наблюдательности, внимательности, чувстве цвета, ритма и композиции.
Только художник, действительно любящий своё дело, может рисовать хорошие пейзажи. Любовь, уважение к природе, ко всему вокруг должно приходить из детства. |