Понедельник, 18.12.2017, 18:43Приветствую Вас Гость | RSS


               Главная | Насилие в школе:виды и причины | Регистрация | Вход



Меню сайта

Категории раздела
Школьная жизнь [178]
ГИА 2015 [0]
Методическая работа [14]
Конкурсы [89]
Разное [45]
Документы [6]
Врач информирует [3]
Праздники [25]
ГИА 2016,2017 [14]



















Поумничаем?





    





Психологический портрет современного школьника - это яркое отражение его социальных недостатков. А одной из важных проблем в период обучения для ребенка является возможное насилие в школе. Что это, и какие первопричины за этим стоят? Давайте попробуем разобраться. Насилие в школе существует двух видов – эмоциональное и физическое. От эмоционального насилия у жертвы возникает нервное напряжение, оно унижает его и его самооценку. К такому виду насилия можно отнести насмешки, высмеивание, унижение при других детях, присвоение кличек, обидных прозвищ, грубые замечания, отказ общаться с жертвой (с ребёнком не играют, не садятся рядом за парту). Физическое насилие в школе – это насилие с применением силы. В результате такого насилия у ребенка возможно появление травм. Это избиение, подзатыльники, отнятие личных вещей и их порча. Обычно оба этих вида идут «рука об руку». 

Кто жертва?

Жертвой такого отношения может стать любой. Но чаще всего ими становятся дети, которые отличны от других. Они могут иметь физические недостатки; определенные особенности поведения (замкнутость, флегматичность или, наоборот, импульсивность); необычную внешность (например, рыжие волосы или избыточный вес тела); быть социально неприспособленными (нет защиты от насилия из-за нехватки опыта самовыражения и общения); боязнь школы (иногда для страха достаточно рассказов о плохой и злой учительнице или негативных отметках); отсутствие опыта пребывания в коллективе (это свойственно домашним детям, которые не посещали детских садов); болезни (дети, страдающие заиканием, энурезом и другими), низкий интеллект и труднообучаемость (низкие умственные способности влияют на его обучаемость, из-за чего становится плохой успеваемость ребенка, и, соответственно, формируется заниженная самооценка ). Кто насильник? Многочисленные исследования психологов по всему миру доказывают, что это дети, которые воспитывались в недостаточном внимании, непривязанные к родителям, дети «недолюбленные» либо из детских домов. Они, становясь старше, все более склонны к насилию, нежели дети, которые растут в нормальных семьях.

Откуда берутся дети-насильники?

Важное значение имеют факторы отношений внутри семьи. Они являются основами формирования у ребенка склонностей к насилию. Неполные семьи зачастую являются одним из факторов, влияющих на ребенка. Девочки, воспитываемые одним родителем, проявляют склонность к насилию чаще, чем мальчики. Также семьи, где матери враждебно и отрицательно относятся ко всему миру, и к школе в частности. Проявление насилия у ребенка не осуждается, оно считается нормальной реакцией на общение с «врагами». Кроме того, семьи, где родители часто ссорятся и конфликтуют в присутствии ребенка. В таких случаях у ребенка срабатывает модель поведения. Дети запоминают то, как родители относились друг к другу и проецируют это на отношения со сверстниками. Кроме этого, дети, имеющие генетическую предрасположенность к агрессии, часто применяют насилие в школе. Это основные причины. Не исключена также зависимость от плохой дворовой компании. Итак, мы разобрали, что же такое насилие в школе. Кто является зачинщиком, а кто жертвой, и почему такое случается. В настоящее время новшества в образовании позволяют родителям тщательнее следить за жизнью ребенка в школе. Но не стоит забывать о простых вещах: больше проявляйте любовь и внимание к вашему чаду. Такую проблему, как насилие в школе, легче предупредить, чем исправить. 

Насилие в детском коллективеС жестокостью и травлей школьники встречаются гораздо чаще именно в среде своих сверстников. Если у учеников младших классов «изобретательности» хватает на то, чтобы спрятать вещи в раздевалке, обзываться и пинать портфели, то старшеклассники могут избивать выбранную жертву, давить морально, делая полноценное обучение невозможным. Психологическое насилие в школе можно считать более изощренной «пыткой», потому что ссадины заживают, а моральная травма съедает ребенка изнутри постоянно. Такой ребенок становится изгоем в классе, чем еще больше подзадоривает заводил на унижения в свою сторону. Если ребенка обижают, дразнят в школе сверстники, его успеваемость страдает, а плохие оценки – еще один повод для понижения собственной самооценки. Замкнутый круг. Но выход искать необходимо в любом случае.

Помощь родителей

Если ребенка обижают в классе, а он не в силах противостоять коллективу и давать достойный отпор, без помощи родителей не обойтись. Заметив тревогу школьника, его нежелание идти в школу, а тем более физические следы на теле, родители должны поговорить с ним откровенно. Когда в семье царит доверительная и доброжелательная атмосфера, школьник сам поделится своими проблемами. Если он молчит, вы должны сами проявить инициативу. Причем так, чтобы ребенок открылся вам, не испытывая страха и стыда за то, что он слабый. Первое, что должны делать родители, если ребенка обижают в школе, это сообщить о проблеме классному руководителю. Иногда серьезного разговора на классном часе со всем классом достаточно для того, чтобы дети осознали свои ошибки. Учитель не идет навстречу или его меры не дают результата? Обращайтесь к администрации школы. Иногда помогают решить проблему личные беседы с детьми, которые обижают вашего ребенка, или с их родителями.

Если все эти меры не дают результата, рациональнее перевести ребенка в другое учебное заведение, ведь если физическое насилие еще можно доказать, то моральные унижения практически недоказуемы. Психическое здоровье ребенка важнее, чем учеба даже в само элитной и престижной школе.

Кардинальные меры

Учителя отказываются идти на контакт, руководство школы закрывает глаза на проблему, покрывая своих сотрудников, родители обидчиков уверены, что их дети – «золотые»? Если ситуация настолько серьезная, что не остается другого выхода, стоит написать заявление в органы охраны правопорядка. Строгая беседа инспектора по делам несовершеннолетних с зачинщиками конфликтных ситуаций даст понять агрессивно настроенным школьникам, что унижения вашего ребенка даром для них не пройдут.

 

Профилактика школьного насилия

Профилактика насилия в школе – важная составляющая духовного и морального воспитания детей. Занятия на эту тему регулярно проводятся в общеобразовательных школах. Педагоги посещают тренинги, повышают свою квалификацию. Активное участие в предупреждении насилия в школе принимают органы полиции. Но главное – семья. Только родители могут вселить в ребенка уверенность в собственном достоинстве и научить находить общий язык с любым коллективом.

 
Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или – что в нашей культуре встречается крайне редко – учениками по отношению к учителю. Школьное насилие подразделяется на эмоциональное и физическое.
 
Эмоциональное насилие вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку. Виды эмоционального насилия:
 
 - насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;
 - отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.).
 
Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, соученику, в результате чего возможно нанесение физической травмы. К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др. Обычно физическое и эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.
 
 Жертвой может с гать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия сгановятся дети, имеющие:
 
 – физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя;
 
 – особенности поведения – замкнутые дети или дети с импульсивным поведением;
 
 – особенности внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма готовы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.;
 
 – неразвитые социальные навыки;
 
 – страх перед школой; – отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);
 
 – болезни – эпилепсию, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;
 
 – низкий интеллект и трудности в обучении.
 
Дети, воспитанные в условиях материнской депривации (то есть не получившие в грудном возрасте достаточной любви, заботы, с несформированной привязанностью к родителям – приютские дети и «социальные сироты»), позднее склонны к большему насилию, чем дети, воспитывающиеся в нормальных семьях.
 
Большая склонность к насилию обнаруживается у детей, которые происходят из следующих семей (Olweus 1983):
 
Неполные семьи. Ребенок, воспитывающийся родителем-одиночкой, больше склонен к применению эмоционального насилия по отношению к сверстникам. Причем девочка в такой семье достоверно чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чем мальчик.
 
Семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Матери, не доверяющие миру ребенка и школе, обычно не желают сотрудничать со школой. В связи с этим проявление насилия у ребенка матерью не осуждается и не корректируется. В таких случаях матери склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение с «врагами».
 
Властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях зачастую задавлены, а школа служит каналом, куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.
 
Семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в присутствии ребенка, работает так называемая «модель обучения». Дети усваивают и в дальнейшем применяют ее в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией. Таким образом, одна модель поведения может передаваться из поколения в поколение как семейное проклятие. Сама по себе фрустрирующая и тревожная атмосфера семьи заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях практически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из семей, в которых практикуется насилие, оценивают насильственные ситуации иначе, чем прочие дети. Например, ребенок, привыкший к насильственной коммуникации – приказному, рявкающему и повышенному тону, – оценивает его как нормальный. Следовательно, в покрикивании и побоях, как со стороны учителя, так и со стороны детей, он не будет видеть ничего особенного.
 
Семьи с генетической предрасположенностью к насилию. У детей разная генетическая основа толерантности (переносимости) стресса. У детей с низкой толерантностью к стрессу обнаруживается большая предрасположенность к насильственным действиям.
 
Кроме того, низкая успеваемость также является фактором риска проявлений насилия. Исследования показали, что хорошие отметки по предметам прямо связаны с более высокой самооценкой. Для мальчиков успеваемость в школе не столь значима и в меньшей степени влияет на самооценку. Для них важнее успех в спорте, внешкольных мероприятиях, походах и др. видах деятельности. Неуспевающие девочки имеют больший риск проявления агрессии по отношению к сверстникам, чем мальчики с плохой успеваемостью. Школьному насилию способствуют:
 
1. Анонимность больших школ и отсутствие широкого выбора образовательных учреждений.
 
2. Плохой микроклимат в учительском коллективе.
 
3. Равнодушное и безучастное отношение учителей.
 
Школьное насилие оказывает на детей прямое и косвенное влияние.
 
Во-первых, длительные школьные издевки сказываются на Я ребенка. Падает самооценка, он чувствует себя затравленным. Такой ребенок в дальнейшем пытается избегать отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот – другие дети избегают дружить с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами станут жертвами, следуя логике: «Каков твой друг – таков и ты». В результате этого формирование дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, а отверженность в школе нередко экстраполируется и на другие сферы социальных отношений. Такой ребенок и в дальнейшем может жить по «программе неудачника».
 
Во-вторых, роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У такого ребенка выше риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Для жертв школьного насилия чаще характерны невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, в худшем случае возможно формирование посттравматического синдрома.
 
В-третьих, у подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде.
 
И.Малкина-Пых.  "Экстремальные ситуации."

Буллинг (школьное насилие) и как с ним бороться

Раздел: Статьи
Категория: Родители и дети
Автор: Шаповальянц Инна Михайловна

Определение и немного статистики

В русском языке трудно подобрать название такому явлению, которое включает в себя агрессивное поведение, моральное и физическое насилие, доминирование и принуждение, запугивание и вымогательство. Это явление, когда один из членов коллектива подвергается преследованию со стороны коллектива. Поэтомуанглоязычное слово "буллинг" (bully-задирать, грозить, запугивать) становится в последнее время общепринятым для обозначения насилия в школе.

По данным Всемирной Oрганизации Здравоохранения, которая периодически проводит мониторинг поведения школьников и факторов, влияющих на их здоровье, регулярному насилию в школах подвергаются 21% девочек и 22% мальчиков в возрасте 11 лет; 20% девочек и 19% мальчиков в возрасте 13 лет; 12% девочек и 13% мальчиков в возрасте 15 лет. Постоянно обижают других 20–24 % российских школьников и 10–14 % школьниц.

Отмечается, что мальчики чаще используют средства физического воздействия, в то время как девочки больше применяют социальную изоляцию.

В последнее время с распространением высоких технологий и использованием средств интернета, мобильных телефонов, социальных сетей и т.д, среди детей появился и новый вид буллинга – кибербуллинг.

Организаторы и исполнители

Принято считать, что организаторами и исполнителями школьного насилия (булли) становятся физически сильные, но интеллектуально недалекие дети из "неблагополучных" семей. Однако, это не всегда так. Дети из обеспеченных "благополучных" семей тоже могут оказаться в этой группе. В то же время, если ваш ребёнок сам участвует в насилии и тем более является заводилой, это тоже повод для вмешательства. Как показывают последующие наблюдения, большинство таких детей растут одинокими, у них плохо складываются отношения в семье и на работе.

Жертвы

В роли жертвы может оказаться практически любой. Это может быть и физически сильный ребенок, и ребенок, который хорошо учится и нравится учителям. Критерий может быть почти любой, достаточно наклеить ярлык: новенький, тупой, умный, наглый, тихоня, придурок или мажор, коротышка или дылда, с акцентом разговаривает, не так одевается, ботан, рыжий, очкарик…

Последствия

Последствия школьного буллинга сказываются на личности человека в течение последующей жизни. Доказательство этого было получено группой учёных из Королевского колледжа в Лондоне под руководством Такизавы. Цифры подтверждают, что жертвы частого или постоянного буллинга в школе, становясь взрослыми, существенно чаще жалуются на здоровье, страдают от депрессии, нервных расстройств и склонны к суициду. Они менее успешны в профессиональной деятельности, чаще ведут одинокий образ жизни, не имея семьи и друзей. Иначе говоря, школьные ссоры и драки оборачиваются вполне серьёзными взрослыми проблемами.

Что можно сделать в школе

Принимая во внимание начало нового учебного года, родителям и педагогам стоит внимательнее следить за тем, чтобы ребенок не стал жертвой буллинга.

Учителя и администрация школы должны учитывать, что нападки обычно происходят в туалете, на школьном дворе, в корридорах на переменах, а также по телефону или через интернет. Учителя должны незамедлительно реагировать на любые враждебные действия, информировать администрацию и родителей и тщательно расследовать подобные инциденты.

Ученики и родители должны быть информированы и вовлечены в создание безопасной атмосферы в школе. Можно также привлекать школьников старших классов в качестве добровольных помощников (школьные омбудсмены), к которым ребенок может безопасно обратиться.

Признаки, на которые необходимо обратить внимание

Ребенок не всегда может признаться родителям в том, что он подвергается насилию в школе, поэтому внимательно наблюдайте за некоторыми невербальными знаками и несвойственным поведением:

  • порванная одежда, синяки и ссадины, нежелание говорить о школе или идти туда, снижение аппетита, ночные кошмары, депрессия, тревога, снижение успеваемости;
  • "Потеря" вещей и карманных денег, нежелание выходить играть во двор;
  • ребенок не встречается с одноклассниками, не приглашает их домой и не ходит в гости, становится вспыльчивым, срывает зло на младших членах семьи.

Если вы заметили подобные признаки, не говорите ребенку "не обращай внимание", "пошли их подальше" и т.д. Постарайтесь поговорить откровенно и выяснить все детали. Заверьте ребенка, его вины в этом нет, и что вы сделаете все для прекращения ситуации.

Особая тема – кибербуллинг (угрозы через интернет)

Расскажите детям о возможности запугивания через интернет и научите не отвечать на угрожающие письма и звонки.

Убедитесь, что компьютер, которым пользуется ребенок находится в общей комнате, и вы можете иметь к нему доступ. Объясните ребенку, что вы должны иметь возможность просматривать его переписку для исключения возможности кибербуллинга.

Как родители, вы можете настоять, чтобы телефон и компьютер находились в общей зоне (кухне или гостинной) для исключения угрожающих сообщений в ночное время.

Часто дети не сообщают о кибербуллинге, так как боятся, что родители отберут телефон или компьютер. Родители должны убедить ребенка, что все устройства останутся у ребенка, но буллинг - это проблема, и взрослые должны знать о ней, чтобы защитить своего сына или дочь...

Как себя вести ребенку

Избегать ситуаций, где нет других учеников и учителей. Не оставаться в туалете одному, обедать в компании друзей. В автобусе садиться поближе к водителю. Попросить встречать после школы, если нет возможности возвращаться в компании друзей.

Обязательно сообщать родителям, учителям, воспитателям о наличии проблемы.

Что делать родителям

Научите ребенка справляться с ситуацией. Отработайте сценарии и ответные стратегии дома, которые помогут справиться с проблемой. Вместе рассмотрите, кто из учителей и друзей смогут помочь. Договоритесь о встречах с психологом.

Постарайтесь найти взаимопонимание с педагогами, которые в силу ряда причин не признают (или не хотят признавать) проблему в её истинном свете. При необходимости доведите до сведения администрации и вышестоящих организаций.

Иногда, если понятно, что изменить к лучшему ситуацию в классе не в ваших силах, единственным правильным решением будет перевести ребёнка в другую школу.

Литература:

1. Всемирная Организация Здравоохранения. Жестокое обращение с детьми. Информационный бюллетень N°150. Август 2010 г.

2. Cyberbullies increasingly target peers online
October 2006, APA Monitor, Vol 37, No. 9, --J. Chamberlin

3. Adult Health Outcomes of Childhood Bullying Victimization: Evidence From a Five-Decade Longitudinal British Birth Cohort
Ryu Takizawa, M.D., Ph.D.; Barbara Maughan, Ph.D.; Louise Arseneault, Ph.D.
Am J Psychiatry 2014;171:777-784. doi:10.1176/appi.ajp.2014.13101401

»Учебные заведения
МБОУ СОШ № 2
МБОУ СОШ № 3
МБОУ СОШ №6
МБОУ НОШ № 7
МБОУ СОШ 9
Владивостокское президентское кадетское училище


Хабаровский край, г. Амурск, пр. Комсомольский, 7А, 8(42142)24827, МБОУ ООШ №5 г. Амурска © 2017